Фотогалереи

Видеофайлы

- Статьи

- Посетители на сайте

Сейчас 204 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Первая электростанция

Автор: Администратор сайта Опубликовано: 15.07.2015 21:54 Просмотров: 1378

Первая электростанция в Курске, была построена на Нижней - набережной (Береговой) улице в 1902 году. Существовавшая электростанция с 1898 года, на ул. Херсонской, использовалась как тяговая для трамвайного движения и редкого освещения центральных улиц. Начавшийся «век электричества», так тогда называли век ХХ, буквально перевернул тихую и неспешную жизнь губернского Курска. Итак, новая электростанция, снабжённая тремя паровыми машинами по 120 кВт каждый, дала первый ток.


 К электростанции, которая находилась на берегу Тускари, вёл, так называемый. «Иорданский спуск». Такое название получила дорога из-за часовни Водосвятия (Иордани), которая находилась там же, на берегу реки. Сам спуск, был насыпной, он образовался, когда засыпали оборонительный ров у бывшей Курской крепости.
В 1911 году, на электростанции, установили новый дизель и генератор мощностью 150 кВт., а в 1913 г. ещё один, выработка электроэнергии станцией, в 1916 году, составила более 650 кВт. Конечно, такого количества электроэнергии Курску бело очень мало, несмотря на то, что на многих предприятиях города, на железной дороге имелись свои станции для выработки электроэнергии. Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война, остановили намечавшийся прогресс в энергетике. Оборудование стало часто ломаться, отсутствовали запчасти и должный уход за техникой. Производство электроэнергии, стала падать. Но время шло, война закончилась, нужно было думать о будущем. Лишь только в 1929 году, начали расширять маленькую станцию, решено было построить новый корпус, рассчитанный на более мощное оборудование. Новая станция, заработала в 1934 году, её мощность была уже 2,5 МВт. Тогда почти все предприятия города, стали получать энергию от Центральной электростанции ЦЭС. В 1938 году, в строй ввели турбину мощностью 3 мегаватт, а затем ещё одну 6 МВт. К 1940 году ЦЭС, вышла на запланированную мощность 11 мегаватт. Топливо, для работы электростанции, доставляли по специально построенной железнодорожной ветке от Городского вокзала, который находился на месте современного Курского государственного цирка.

Вид на электроcтанцию со стороны реки Тускарь
Вид на электроcтанцию со стороны реки Тускарь
Вид на электроcтанцию со стороны реки Тускарь
 

Всё ярче освещались городские улицы, всё больше становится электроприборов в домах, электрифицируются и дома сельских жителей. С началом продаж электроэнергии, начинается и её воровство. Для населения, счётчиков электроэнергии ещё не было, оплата за электричество исходила из количества имеющихся в доме ламп, часто, из-за дефицита энергии вообще разрешалось иметь только одну лампу освещения. Тут же умные головы придумали «жучка», которого население активно использовало.  «Жучок» - представлял собой патрон - переходник, куда вкручивалась лампочка, ну а он и сам вкручивался в имеющийся легальный патрон. А секрет этого устройства состоял в том, что сбоку у «жучка» имелись два отверстия, куда можно было вставить вилку с удлиняющим проводом и второй лампочкой, а может быть и с электроплиткой! 
Вместе с большевистским призывом, идти в светлое будущее, под лучами лампочки Ильича, на Курской электростанции творились и тёмные дела. Как известно, исторический центр Курска, изобилует старыми подземными ходами и сооружениями. Под Первомайским парком их несколько, есть выходы из подземелий в склоне холма, у подножия которого и стоит электростанция. Эти лабиринты, в 20-х годах прошлого века, облюбовали местные преступные элементы, устроив в них тайные притоны и «малины». Соседство этих подземных ходов с электростанцией, с её оборудованием и котлами, делали в них вполне комфортное пребывание даже зимой.  Налётчики, после успешной вылазки, целью которой было, обычно ограбление, какого ни будь магазина или богатой квартиры, прятались в подземных катакомбах и прятали здесь награбленное. Милиция, долго боролась с этим злом, но не очень успешно. Периодические облавы, проводившиеся на рынках и в самих воровских норах, приносили результаты, но арестовать главарей банд долго не удавалось. Но самое интересное, выяснилось, что большую помощь преступникам оказывали работники электростанции. Они помогали скрываться преступникам во время облав даже на территории электростанции. Кроме того они скупали краденые вещи и перепродавали их. Проведённая, после этого операция, позволила обезглавить подземные банды и положить конец разгулу преступности в самом центе города.

Ул. Нижняя набережная
Ул. Нижняя набережная
Ул. Нижняя набережная

В годы Великой Отечественной войны, электростанции был причинён значительный ущерб. Фашисты уничтожили дизельную, разграбили оборудование, сожгли многие постройки. А когда они оставляли Курск, в феврале 1943 года, заминировали электростанцию, чтобы полностью уничтожить. Однако этим планам сбыться не удалось. В последний момент, когда немецкий сапёр уже поджёг бикфордов шнур и покинул машинный зал, прятавшийся между нагромождениями оборудования, один из рабочих электростанции, успел обезвредить взрывное устройство. Точно не известно имя этого смельчака, по одним данным это был В. Бартенев, по другим машинист станции Воронов.
Чтобы вновь запустить повреждённую электростанцию, потребовалось время. На это период в Курск, подогнали специальный энергопоезд, который и обеспечивал город электроэнергией.

Вид на электростанцию со стороны Верхней набережной улицы
Вид на электростанцию со стороны Верхней набережной улицы
Вид на электростанцию со стороны Верхней набережной улицы

Лишь в 1946 году, электростанция была полностью восстановлена. К тому времени, выработка электроэнергии, составила около 20 МВт. С 1956 года, Курская Центральная электростанция (ЦЭС), перешла в режим выработки тепла и стала называться ТЭЦ-4, она вошла во вновь созданную систему «Курскэнерго».  Станция исправно работает по настоящее время. Сохранилось её самое первое, старое здание, правда оно перестроено и приспособлено под другие нужды. Старые железнодорожные пути, для подвоза угля, ликвидированы, так как станция работает теперь на природном газе

Лишь цифры «1934», на одном из старых зданий станции, напоминают о былых памятных и трудных годах становления Курской энергетики. Следовало бы и дату «1901» навечно запечатлеть на старых стенах истории, ведь Курск не последний город, где ХХ век начали с передовых технических проектов, навсегда ушедшего от нас времени… Вот такая история.

 

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в BobrdobrОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в VkcomОтправить в Yaru

Копирование материалов с сайта "Наш Остров" допускается только с условием ссылки на источник

Besucherzahler
счетчик посещений

Logo 5